Главная | Регистрация | Вход | RSS |
МБДОУ "Детский сад № 31" пст.Новый Бор |
|
РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР
У значительной части современных детей отмечается общее моторное отставание, в том числе в управлении руками. Даже завязывание шнурков вызывает затруднение, пришивание же пуговиц становится не просто невыполнимой – опасной задачей. При оценке физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста считается целесообразным использовать диагностические методы типа «Смотай клубок», «Палочки и коробочки», «Карты», позволяющие объективно оценить развитие тонкомоторных действий ребенка. Развитие ручной умелости предполагает определенную зрелость мозговых структур, заставлять заниматься ребенка через силу неэффективно. Начинать можно с физических упражнений, которые доставляю удовольствие. В системе традиционных средств развития тонкой моторики шире должны использоваться имитационные игровые упражнения, придающие смысл двигательной деятельности. Специалисты (Е.И.Аркин, Н.А.Бернштейн, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев) утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь тонкой моторики с развитием мозга. Благодаря наглядности и практической направленности действий со спортивным инвентарем появляется целенаправленность и осмысленность этих действий, что позволяет достичь существенных результатов в развитии тонкой моторики и ручной ловкости; при этом мелкую моторику рук гораздо эффективнее развивать сопряженно с развитием общей моторики. Примером могут служить общеразвивающие упражнения типа: «Передай клюшку, городок, биту, ракетку» (над головой, за спиной, перед грудью, под ногой, согнутой в колене, и др.). «Положи – возьми биту, городок, ракетку» (сидя, стоя на колене, стоя, в сочетании с разными наклонами, приседаниями). «Измерь биту, клюшку» (хватательными движениями, плотно приставляя ладонь к ладони). «Барабан» (наклониться к ракетке, бите, лежащим на полу, побарабанить пальцами, выпрямиться). Упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук полезны детям, так как требуют их сопряженной работы и охватывают разные группы мышц. Их можно использовать в комплексах утренней гимнастики после сна. Игры и имитационно – игровые упражнения так же могут быть включены в физкультурные занятия и применяться на прогулках и в самостоятельной двигательной деятельности для развития тонкомоторных действий (авторская программа «Играйте на здоровье!» «Забей мячик в ворота!» (щелчком загнать мячик для пинг-понга в ворота). «Удержи мячик!» (удерживать мячик двумя пальцами с их сменой). «Брось мячик в вертикальную или горизонтальную мишень!». «Чье звено скорее передаст клюшки, мячики для пинг-понга, мячи?» «Почекань мячик ракеткой!» (чередование правой и левой рукой, вращение кистью). «Кто скорее измерит биту?» (перехват биты руками). «Катаем бревнышко» (катание городков пальцами). «Подбрось – поймай!» (уронить теннисный мяч на пол и поднять его после отскока ракеткой). «Меткие стрелки». И.п. – сидя на полу друг напротив друга, ноги шире плеч. Щелчком передавать мячик для пинг-понга. «Кругосветное путешествие» (вращение на 360 градусов мяча диаметром 20 см в разные стороны пальцами). «Кулак, ребро, ладонь». И.п. – стоя или сидя. В одной руке ракетка (удерживаем горизонтально), второй рукой выполняются движения: «ребро, ладонь, кулак», затем смена рук. «Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех!» (катание мячика для пинг – понга в ладонях). |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Сделать бесплатный сайт с uCoz |