Главная | Регистрация | Вход | RSS |
МБДОУ "Детский сад № 31" пст.Новый Бор |
|
Виды сюжетных игр и их значение Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, их воспитании и обучении. Рассмотрим классификацию игр (по С.Л.Новоселовой) (слайд 2) Творческие: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, строительно-конструктивные. Игры по правилам: дидактические и подвижные Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, содержащие в себе условия преобразования окружающего. Игры с правилами – создаются для детей взрослыми. В их основе лежит четко определенное программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения. Многие советские психологи исследовали природу игры и закономерности ее развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) ученые считали, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. Результаты наблюдений, изучения детских игр, организованных взрослыми приводят к выводам, что игровая деятельность детей имеет несколько этапов развития. (слайд 3) 1 этап – ознакомительная игра. Игра задается взрослым с помощью предмета – игрушки, представляет собой предметно-игровую деятельность. Ее содержание представляет собой действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. К 5-6 месяцам эта деятельность младенца меняет свое содержание: обследование направлено на выявление особенностей предмета-игрушки и поэтому перерастает в ориентировочные действия-операции. 2 этап – отобразительная игра. В этой игре отдельные предметно-специфические действия переходят в действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определенного эффекта. В условиях содержательного общения со взрослым ребенок узнает название и целевое назначение предмета, и это новое знание переносит в свою игру. На рубеже первого и второго года жизни ребенка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Начинают проявляться различия в способах действий – наступает следующий этап развития игры. 3 этап – сюжетно-отобразительная игра. Меняется психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно-опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. В сюжетно-отобразительной игре ребенка второго и третьего года жизни как бы незримо присутствует тот, кто использует предмет по назначению. Постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Благодаря тому, что ребенок понимает назначение предмета, практически усваивает возможные действия с ним, подражает и обучается, формируется способность к ролевому поведению в игре. Здесь уже недалеко и до принятия роли, и малыш с удовольствием делает это. На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысляемых детьми отношений между людьми. Наступает 4 этап – собственно-ролевая игра, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей. Главными компонентами сюжетной игры являются сюжет и содержание. (слайд 4) Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Это развитие какой-либо темы в образах, действиях и отношениях. (слайд 5) В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на: • Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле). • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль). • Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.) • Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.
(слайд 5) Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми. Содержание игры отражает: предметную деятельность, поведение людей, отношения между людьми Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровых задач, педагогу необходимо комплексно руководить ее формированием, а именно целенаправленно обогащать практический и игровой опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольников к творческому отражению действительности. Рассмотрим подробное содержание метода комплексного руководства игрой (слайд 6).
Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры позволяет педагогу идти дальше, учитывая возможности своих воспитанников. Но соответственно с этим меняются требования к содержанию компонентов комплексного подхода. Содержание игры, нацеленное ранее на выявление назначения предметов, переходит в план отражения ролевых взаимодействий людей, т.е начинается сюжетно-ролевая игра. По мере взросления детей меняется мотив игры, ее содержание и организация их практического опыта. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно-игровой среды. Общение взрослого с детьми становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Здесь важное значение приобретают обучающие игры, нацеленные на вычленение задач общения. Взрослый, выступая в роли одного из участников игры, побуждает детей к совместным обсуждениям, высказываниям, беседам, спорам, способствующим коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Сделать бесплатный сайт с uCoz |