МБДОУ "Детский сад № 31" пст.Новый Бор

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Виды сюжетных игр и их значение

Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, их воспитании и обучении.

Рассмотрим классификацию игр (по С.Л.Новоселовой) (слайд 2)

Творческие: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, строительно-конструктивные.

Игры по правилам: дидактические и подвижные

Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, содержащие в себе условия преобразования окружающего.

Игры с правилами – создаются для детей взрослыми. В их основе лежит четко определенное программное содержание, дидактические задачи, целенаправленность обучения.

Многие советские психологи исследовали природу игры и закономерности ее развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) ученые считали, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей.

Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Результаты наблюдений, изучения детских игр, организованных взрослыми приводят к выводам, что игровая деятельность детей имеет несколько этапов развития. (слайд 3)

1 этап – ознакомительная игра.

Игра задается взрослым с помощью предмета – игрушки, представляет собой предметно-игровую деятельность. Ее содержание представляет собой действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. К 5-6 месяцам эта деятельность младенца меняет свое содержание: обследование направлено на выявление особенностей предмета-игрушки и поэтому перерастает в ориентировочные действия-операции.

2 этап – отобразительная игра.

В этой игре отдельные предметно-специфические действия переходят в действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определенного эффекта. В условиях содержательного общения со взрослым ребенок узнает название и целевое назначение предмета, и это новое знание переносит в свою игру.

На рубеже первого и второго года жизни ребенка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Начинают проявляться различия в способах действий – наступает следующий этап развития игры.

3 этап – сюжетно-отобразительная игра.

Меняется психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно-опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.

В сюжетно-отобразительной игре ребенка второго и третьего года жизни как бы незримо присутствует тот, кто использует предмет по назначению. Постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Благодаря тому, что ребенок понимает назначение предмета, практически усваивает возможные действия с ним, подражает и обучается,  формируется способность к ролевому поведению в игре. Здесь уже недалеко и до принятия роли, и малыш с удовольствием делает это.

На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысляемых детьми отношений между людьми. Наступает 4 этап – собственно-ролевая игра, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.

Главными компонентами сюжетной игры являются сюжет и содержание.

(слайд 4) Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Это развитие какой-либо темы в образах, действиях и отношениях. (слайд 5) В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

•     Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

•     Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

•     Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)

•     Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т.д.

 

(слайд 5) Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.

Содержание игры отражает: предметную деятельность, поведение людей, отношения между людьми

Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровых задач, педагогу необходимо комплексно руководить ее формированием, а именно целенаправленно обогащать практический и игровой опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольников к творческому отражению действительности.

Рассмотрим подробное содержание метода комплексного руководства игрой

(слайд 6).

  1. Планомерное обогащение опыта. В быту, на занятиях, во время чтения книги, рассматривания иллюстраций ребенок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Все это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения ее содержания.
  2. Для перевода реального опыта в игровой условный план, для вычленения главного в общем потоке информации, для усвоения детьми способов воспроизведения в игре действительности используются обучающие игры (дид-ие, театральные и т.д). они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию, эмоционально приобщать к процессу приобретения знаний. Новая информация может быть связана с содержанием отображаемой жизненной ситуации или с изменением решения игровых задач, с использованием новых способов и средств для их реализации, с достижением условного результата. Обучающие игры представляют собой своеобразную форму передачи игрового опыта детям во время естественного общения.
  3. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольника на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду можно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять  тематику игрушек, но и подбирать их с разной степенью обобщенности образа.
  4. Для закрепления в самостоятельной инициативной игре приобретенного детьми опыта деятельности необходимо их общение со взрослым во время игрового процесса. Общение должно быть направленно на формирование прогрессивных (для каждого возрастного периода) способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды. Эти ситуации способствуют развитию умения ориентироваться в игровой задаче, побуждают добиваться воображаемого результата, находить новые варианты и средства реализации задач.

 

Все компоненты комплексного руководства формированием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. Достигнутый в результате такого руководства уровень развития игры позволяет педагогу идти дальше, учитывая возможности своих воспитанников.  Но соответственно с этим меняются  требования к содержанию компонентов комплексного подхода. Содержание игры, нацеленное ранее на выявление назначения предметов, переходит в план отражения ролевых взаимодействий людей, т.е начинается сюжетно-ролевая игра.

По мере взросления детей меняется мотив игры, ее содержание и организация их практического опыта. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно-игровой среды. Общение взрослого с детьми становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Здесь важное значение приобретают обучающие игры, нацеленные на вычленение задач общения. Взрослый, выступая в роли одного из участников игры, побуждает детей к совместным обсуждениям, высказываниям, беседам, спорам, способствующим коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz