МБДОУ "Детский сад № 31" пст.Новый Бор

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

          Что же такое

«культура поведения дошкольника»?

        Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

         Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

Многие родители ошибочно считают, что приведя ребенка в дошкольное учреждение, они имеют право переложить на педагогов ответственность за воспитание и становление личности своего ребенка, но это далеко не так. Обязанность каждой семьи – развить культуру поведения ребенка с помощью своих поступков и действий, чтобы впоследствии он мог “измерить” свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам и приемлемым формам культуры поведения. Неумение правильно вести себя в обществе, дома создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает в жизни. Поэтому, с детства следует формировать у детей культуру поведения.

         В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты:

  •  деятельности;
  • общения;
  •  гигиенические навыки и привычки.

КУЛЬТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основы культуры деятельности закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться.

Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. А также умение и желание трудиться, проявлять интерес к выполняемой работе, понимание ее цели и общественного смысла; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.          Культура деятельности проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Родители должны руководить деятельностью детей дома. И если ребенок нарушает установленную дисциплину, то не нужно ругать его или наказывать. Ребенку следует помочь сосредоточиться на начатой работе, преодолеть возникшие трудности. Ведь чаще всего нарушают дисциплину дети, у которых нет устойчивого интереса к какой - либо деятельности. Лучшей мерой в таких случаях будет помощь в организации той или иной деятельности, советы, позволяющие добиться результата, личный пример родителей. Если ребенок перевозбужден, не воспринимает никаких советов и предложений, лучше дать ему возможность успокоиться и только тогда включать в разнообразные дела.

Правила культуры деятельности для старших дошкольников:

  • Не сиди без дела.
  • Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
  • Доводи начатое дело до конца.
  •  Выполняй работу только хорошо.
  •  Делай все, что умеешь, сам, не требуя помощи взрослых.
  •  Соблюдай чистоту и порядок в своем игровом уголке.
  •  Всегда бережно относись к вещам и игрушкам.
  • Если что-то не понял, переспроси старших или товарищей.

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

 предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.

          Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

           Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Уже в младшем возрасте ребенка приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть  в лицо говорящему.  Не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни, в разных видах их самостоятельной деятельности: играя дома, общаясь с родителями, сверстниками и т.д.  Важную роль здесь играют родители. Родители должны в первую очередь поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой. Потому что дети,  слушая речь родителей стараются использовать ее, не понимая хорошие это слова или нет. А взрослые начинают возмущаться: «Кто тебя научил такие слова говорить, наверное, в детском саду услышал?!».

Правила культуры общения:

  • Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите пройти» и др.
  • Будь всегда приветлив и вежлив.
  • Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
  •  На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания
  • Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику, не перебивай.
  • С уважением относись к труду старших и товарищей.
  • Уступай место в транспорте взрослым и малышам.
  • Подними и подай оброненный кем-то предмет.
  • Делись с товарищами игрушками, книгами. Играй дружно.
  • Умей признать, что был неправ.

КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ 

 важная составляющая часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

    Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект — ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила:

  • нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу;
  •  бережно относиться к хлебу и другим продуктам;
  • правильно пользоваться столовыми приборами.

            Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду.

            Родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно - гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно - эмоционального отношения ребенка как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют.

            Воспитание культуры поведения у дошкольника, как уже неоднократно подчеркивалось, не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей.

Правила поведения в общественных местах

В общественных местах  не принято громко разговаривать. Особенно это касается музеев и театров. Ребенок, которого привели в музей или театр, должен четко понимать цель прихода. Для этого дома перед поездкой надо проговорить, как себя вести в этих местах.

Неприлично, сидя в театрешелестеть фантиками от конфетесть на месте или пить воду. 

В транспорте. С детства ребенок должен усвоить, что сидеть в транспорте ему абсолютно не обязательно, а наоборот, если он сидит, а взрослый над ним стоит, надо встать и уступить место. Очень неприятна картина, когда пожилая бабушка стоит над сидящим упитанным карапузом. Никакой трагедии не случится, если ребенок постоит, у него энергии на троих взрослых хватит. А вот вреда от такого сидения немало! Ребенок учится не уважать старших, не испытывать к ним сострадания и сочувствия.

Поведения ребенка в домекогда приходят гости. Это особая атмосфера и требует особого решения. Сидение ребенка за общим столом нецелесообразно ни для него, ни для взрослых людей. Особенно, если на столе есть алкоголь. Необходимо объяснить ребенку, что стол для взрослых людей, а он, к примеру, будет приглашен на чай. Если детей несколько человек, можно сделать для них отдельный стол. Лучше в отдельной комнате. Его можно так же красиво сервировать, и дети не будут проситься за стол взрослых. Если правильно подготовиться, то застолье обоих столов будет органичным

Правила поведения за столом    

  • Перед едой обязательно вымой руки;
  • Когда  ешь ложку держи в правой руке (для левшей – наоборот);
  • Когда ешь ножом и вилкой – вилку держи в левой  руке, а нож – в правой (для левшей – наоборот)
  • Не торопись! Ешь небольшими кусочками, тщательно пережевывай с закрытым ртом;
  •  Во время еды не крутись и не размахивай руками
  •  Не разговаривай во время еды;
  • Испачканные руки и рот вытирай салфеткой;
  • После еды скажи: «СПАСИБО».

Воспитание самостоятельности культуры поведения

у младших детей

 

  • Учите ребенка дома самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать и вешать на место одежду.
  • Закрепляйте умение детей самостоятельно мыть руки, лицо: не разбрызгивать воду, не мочить одежду, пользоваться мылом и полотенцем.
  • Приучайте детей вежливо здороваться, благодарить, прощаться, называть взрослых по имени, отчеству в детском саду.
  • Напоминайте детям, что нужно слушать взрослых, вести себя спокойно: не кричать, не шуметь, говорить слова «спасибо», «пожалуйста», «до свидания».
  •  Воспитывайте у детей добрые чувства: дружбу, умение делиться игрушками, не обижать других.
  •  Обратите внимание на культуру питания: за столом сидеть  спокойно, кушать аккуратно, учите держать правильно ложку, вытирать рот салфеткой.
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz