Главная | Регистрация | Вход | RSS |
МБДОУ "Детский сад № 31" пст.Новый Бор |
|
«Подготовка к обучению письму детей 4-7 лет» Упражнения для развития руки Формирование правильного захвата орудия письма «Посолим суп». Дети складывают пальцы в щепоть и имитируют движение («посолим»), которое сопровождается словами. Например: Мы солим суп, суп Из перловых круп, круп… Упражнение модно проводить в виде элемента инсценировок, решая при этом более широкий круг речевых задач. Например воспитатель рассказывает короткую историю, которую дети дополняют словами и движениями («посолим»), задает вопросы по тексту. «В одном лесу жили разные звери. Какие звери могли там жить? (ответы детей)Звери жили – не тужили, не ссорились, а дружили. Любили звери друг к другу в гости ходить. Кто в гости приглашает, тот и угощает. Сегодня все собрались в гости к белочке. Белочка взяла овощи. Какие овощи вы знаете? (Ответы детей.) стала готовить салаты. Сделала салат из капусты и морковки и посолила его. (Движение «посолим».) Сделала салат из помидоров и огурцов и посолила его. (Движение «посолим».) из чего еще могла сделать салаты белочка? (После каждого ответа выполняется движение «посолим».) Затем белочка приготовила первые блюда. Сварила щи и посолила. (Движение «посолим».) Что еще могла приготовить белочка на первое? (После каждого ответа выполняется движение «посолим».) «Катаем шарики». Упражнение проводиться с детьми средней группы с использование шарика, диаметр которого 15 мм (в течение 30 сек.); со старшими дошкольниками – с шариком (горошиной), диаметр которого 1- мм (в течение 1 мин.). Ребенок катает шарик (горошину) тремя пальцами (щепотью). Работа начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется. Упражнение можно сопровождать словами. Например: Маленькие пальчики любят поиграть, Гладкую горошину любят покатать. И катают, и катают, и не устают. Веселятся пальчики и весело поют: - Катись, катись горошинка! (Последняя строка произносится несколько раз в течение времени, которое необходимо для выполнения движения в соответствии с возрастной нормой.) Все! Устали пальчики. Пора им отдыхать. Кладем свои горошины. Не будем их катать. «Скакалочка» (упражнение для большого пальца). Дети сидят на стульях или стоят. Руки опущены. Ладони сжаты в кулаки, большие пальцы вытянуты, ими производят круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Дети сопровождают словами. Например: Как у нашей Аллочки Новая скакалочка. Вертит быстро Аллочка Ручки у скакалочки. «Урожай» (упражнение для большого и указательного пальцев). Большой и указательный правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням. С помощью ненапряженных больших и указательных пальцев дети изображают репку (образуют контур подземной части овоща). Затем, напрягая пальцы, изображают свеклу. При максимальном напряжении пальцев с расслаблением – морковь. Необходимо чередовать напряжение пальцев с расслаблением. («репка» - «свекла» - «морковка» - «свекла» - «репка» и т.д.). Выполнение движений можно сопровождать словами. Вырастала репка Желтая и крепкая. И свеколка удалась, Поедим ее мы всласть. И морковки урожай, Сладкой, сочной собирай. При многократном повторении упражнения можно использовать стишок, позволяющий педагогу контролировать количество выполненных движений. Эй, ребята, не зевай! Собираем урожай! С этой грядки – репку, С этой грядки – свеклу, Здесь возьмем морковку. Положили? И опять Начинаем собирать. Здесь возьмем морковку, За морковкой – свеклу, А теперь – и репку, Что сидит так крепко. Положили? И опять Начинаем собирать. Хоть и пальчики устали, Урожай мы весь собрали. Упражнение можно повторять несколько раз.
Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки Работа со штампами При выполнении такой работы происходит быстрая и неоднократная смена тонуса мускулатуры рук; напряжение, расслабление, силовое напряжение, расслабление. Кроме того, у ребенка развивается умение удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, то есть продолжает формировать щепоть. Штампы для игр можно приобрести в магазинах, а можно изготовить самостоятельно. Чтобы повысить эффективность работы со штампами, желательно перед выполнением упражнения рассказать детям маленькую историю или сказку. Сначала ребенку предлагаются картинки – заготовки, предоставляющие широкое поле для его деятельности. Звезды (рис.1). «Наступила ночь. Вышел на небо месяц. Осмотрелся, огляделся – нет его подружек, желтых звездочек. Опечалился месяц, заскучал. Развесели его, сделай так, чтобы на небе зажглось как можно больше ярких звезд». Затем поле деятельности ребенка ограничивается определенными рамками. Он может действовать свободно, но не заходить за пределы контура. Осень (рис.2). «В лес пришла осень. На деревья стали появляться желтые листья. Радуются деревья и кусты новым ярким нарядам. Только три дерева стоят печальные – забыла про них осень. Помоги деревьям, укрась их кроны желтыми листьями». Самые сложные сюжеты картинок требуют от ребенка соблюдения координации движений и умения ориентироваться на плоскости листа. Бусы (рис 3.). «Собиралась мама на праздник, наряжалась. Вдруг – вот беда! – ее красивые бусы рассыпались. Помоги маме собрать бусы: нитку с красными бусами, нитку – с синими, нитку с бусинами красного и синего цвета». Коврик (рис.4). «Украшала бабушка коврик узорами. Украшала, да устала, прилегла отдохнуть. Пока бабушка спит, помоги ей – укрась коврик до конца».
Развитие мелкой моторики рук Этот вид работы предполагает систематическое развитие мелкой моторики доминирующей руки. Выполнение движений сопровождается стихами, рассказами, которые произносит взрослый или сами дети. Ниткопись – выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения. Работа проводиться с детьми не младше четырех лет (индивидуально или с небольшими подгруппами). С помощью ниткописи выкладываются более сложные контуры простых предметов, затем более сложных (цветок, рыбка, домик, машинка и т.д.). старшие дошкольники выкладывают геометрические фигуры и буквы, а так же контуры предметов по замыслу. Когда ребенок хорошо освоит технику ниткописи, ему можно предложить выкладывать сюжетные картинки с использованием ниток нескольких цветов. Для занятий понадобятся ворсистые нитки (шерстяные, мохеровые и т.п.) и бархатная бумага. Нитка и бумага должны быть контрастных цветов. Дети, слегка прижимая нить пальцем, укладывают ее по краю вырезанной из бархатной бумаги фигуры (рис.5) – это самый простой вариант. (Нить легко отделяется от бумаги, что позволяет ребенку исправлять неточности в работе.) Есть и более трудоемкий для взрослого (при подготовке материала), но интересный и эффективный для ребенка вариант. Бархатная бумага разного цвета наклеивается на плотный картон различной геометрической формы (квадрат, треугольник, овал и т.д.). изготавливаются трафареты с вырезанными по контуру предметами и объектами. Дети выбирают трафарет по своему желанию. Воспитатель прикрепляет трафарет к картону с бархатной бумагой (например, с помощью скрепки). После окончания работы трафарет убирают, и на бумаге остается выполненный из ниток контур предмета (рис.6). Бисерография – выкладывание изображения предмета (сюжета) с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков. Занятия по бисерографии следует начинать с детьми 4-5 лет. Ребенок выкладывает на пластилиновой основе контуры предметов нитками с бисером, который был нанизан заранее взрослым. Старшие дошкольники начинают выкладывать предметы и сюжеты, заполняя отдельными бусинками все пространство внутри контуров («бусинка к бусинке»). Дети действуют с помощью пинцета. Такая много раз повторяющаяся операция способствует развитию щепоти и формированию правильного распределения мышечной нагрузки руки. Подобная работа в старших группах детского сада обычно проводится вне занятий (индивидуально или небольшими подгруппами); она растянута во времени. Данную технику рекомендуется использовать для коллективных работ. Развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь (материала, из которого он изготовлен, геометрической формы и т.д.). С детьми 3-5 лет работа начинается в рассматривания и ощупывания предметов; после 5 лет – без предварительного визуального и тактильного контроля. Чудесный мешочек. В непрозрачный мешочек складываются предметы в зависимости от поставленной задачи (от 5 до 8 предметов). Задания: - Достань расческу (карандаш, зубную щетку, ложку, пуговицу и т.д.). В данном случае указывается конкретный предмет, который ребенку надо найти на ощупь. - Достань металлический (пластмассовый, резиновый, бумажный и т.д.) предмет. - Достань предмет квадратной (треугольной, овальной и т.д.) формы. В старшем дошкольном возрасте с помощью тактильных ощущений определяют и называют буквы. Их можно доставать из мешочка или прощупывать через наложенный на них лист бумаги. Пальчиковые игры широко используются для развития мелкой моторики рук. С их помощью передают события (эпизоды и т.д.) сказок, стихов и др. – получаются своеобразные инсценировки. При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников: примерно до 4-5 лет дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый; старшие дошкольники начинают сопровождать такие игры словами. Пальчиковые игры можно условно разделить на три группы: игры без предметов; с использованием атрибутики; игры с предметами. Пальчиковые игры без предметов обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры с загибанием и разгибанием пальцев рук. Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая его для ребенка более привлекательным. В качестве атрибутов можно использовать перчатки, где на каждом пальце вышиваются (приклеиваются) глаза, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и т.д.). Очень нравится детям использовать изображения небольших фигурок (7-8 см) из журналов, открыток, старых книг и т.д. выбранный персонаж приклеивается на картон и вырезается по контуру. Затем к картонке пришивают круглую резинку, диаметр которой должен быть таким, чтобы она плотно облегала основания детских пальцев (среднего и указательного или указательного, среднего и безымянного). Зарядка. Дети выбирают понравившиеся им фигурки и надевают на основания среднего и безымянного пальцев. Эти пальцы – ноги, указательный и мизинец – руки. Большой палец прижат к ладони. Воспитатель предлагает сделать зарядку (на столе): ходьба – шагаем на месте, высоко поднимаем ноги (средний и безымянный пальцы); шагаем вперед; останавливаемся – раз, два. Упражнения для рук (указательный палец и мизинец): подняли обе руки – опустили (несколько раз). Подняли правую руку – опустили; подняли левую руку – опустили; подняли обе руки – опустили (несколько раз). Упражнение для ног (средний и безымянный пальцы: вытянули вперед одну ногу, согнули в коленке, опустили; вытянули другую ногу, согнули в коленке, опустили. Повторить один – два раза. Пальчиковые игры с предметами. Любимые колпачки (шапочки) для пальчиков. Для выполнения упражнений каждому ребенку понадобятся колпачки. Их можно сделать из бумаги или срезать верхушки от старых детских перчаток. Дети выполняют действия по ходу рассказа (говорит педагог). «Жили - были пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые колпачки (шапочки). Утром вставали и сразу колпачки (шапочки) надевали. (Дети надевают колпачки (шапочки) на все пальцы ведущей руки.) весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снова снимали свои колпачки (шапочки)». (Дети снимают каждый колпачок при помощи других пальцев этой же руки. Пальцы другой руки не помогают.) Вырезание. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры рук. Поэтому чем больше ребенок действует ножницами, тем лучше получаются его работы. Тем совершеннее смена тонуса руки. Обрывание листа бумаги. Эта работа связана с содружеством обеих рук. Технику обрывания и вырезание используют на занятиях по аппликации, ручному и художественному труду. Для развития рук желательно предлагать детям задания не только на произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные).
Упражнение по подготовке к технике письма Развитие пространственной ориентировки Исходным в работе по развитию пространственной ориентировки является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве и пространственных взаимоотношений. Большую роль в развитии пространственной ориентировки играют умения ребенка определять последовательность предметов и (или) их изображений (картинок), а также графических знаков. Со схемой собственного тела детей начинают знакомить в средней группе. Старшим дошкольникам можно предложить игровые упражнения на проверку и уточнение представлений о схеме тела. Например, педагог просит: - поднять правую (левую) руку и назвать ее; - соотнести части тела (глаз, ухо, колено, щека, бровь и т.п.) с правой (левой) рукой, показать и назвать их. Ребенку необходимо научиться управлять своими движениями. Сначала это простые упражнения из одного элемента, потом – более сложные. Педагог предлагает детям встать на ковер так, чтобы не мешать друг другу, и выполнить его команды (а затем и команды других детей): «Поднимите правую (левую) руку; топните правой (левой) ногой». Более сложное упражнение – диктант на движения: «Руки вперед – в стороны – вверх – вниз». Для определения направлений в пространстве можно проводить игровые упражнения, с которыми дети познакомились в средней группе. Педагог предлагает выполнить, например, такие задания: - ты направо (налево) посмотри, что там видишь расскажи; - руку вправо (влево) отведи, что там справа (слева), назови. К упражнениям на определение пространственных взаимоотношений относятся упражнения на уточнение предмета (объекта) относительно собственного тела (относительно себя), относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив. Для уточнения детьми положения предмета относительно собственного тела педагог предлагает такие задания: - определи, где правый (левый) край стола, за которым ты сидишь; - разложи предметы на своем столе следующим образом: справа положи карандаш, а слева – линейку; - назови, кто сидит справа (слева) от тебя; - назови стоящего впереди и (или) сзади тебя (в данном случае детей лучше построить в колонну по одному); - назови стоящего справа (слева) от тебя (в данном случае детей лучше построить в шеренгу). Последние два упражнения можно провести следующим образом. Перед занятием дети выстраиваются в колонну или в шеренгу, педагог говорит: «Тот, кого я назову, должен назвать своих соседей (впереди – сзади, справа – слева). Затем занять свое место за столом». Для уточнения пространственных взаимоотношений относительно другого предмета предлагается упражнение «Разложи картинки». На доску прикрепляются изображения любого дерева, куста (можно нарисовать). Каждому ребенку дают картинку и просят выполнить задание: «Аня (Петя, Катя и т.д.) выйди доске и прикрепи свою картинку справа (слева) от дерева (куста)». Изображение (рисунок) можно заменить реальным предметом, который педагог располагает на своем столе. При выполнении упражнений подобного типа ребенок должен уяснить, что дерево (куст, гора и т.д.) – это объекты, расположение которых в пространстве зависит от смотрящего на них человека и определяются по отношению к его правой и левой руке. Уточнение детьми расположения предметов относительно человека, стоящего напротив, происходит не только на занятиях по развитию речи, но и на занятиях познавательного цикла. Самым сложным для дошкольника является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. «зеркальное» отображение ребенок запоминает труднее, но и это он может усвоить. Для лучшего понимания того, как происходит «зеркальное» отображение, детям дают в правую руку флажок (ленту, кубик) и спрашивают: «В какой руке у вас флажок?» Дети должны ответить: «В правой». Затем просят построиться в две шеренги лицом друг к другу, не перекладывая флажок в другую руку. После построения просят поднять флажок над головой и обратить внимание на то, в какой руке флажки у детей из шеренги напротив. Потом детям предлагают выполнить перестроение так, чтобы шеренги встали рядом одна с другой, и опять акцентируют внимание детей на положение флажков. «Зеркало». Педагог (или ребенок), стоя лицом к детям, выполняет различные движения: поднимает правую (левую) руку, кладет ее на пояс, приподнимает правую (левую) ногу. Дети должны зеркально повторить эти движения. Когда взрослый знакомит детей с упражнением, он может сопровождать свои действия словами: «Поднять правую руку вверх» и т.п. «Определи расположение деталей на одежде». Педагог вывешивает перед детьми один из предметов одежды (куртку, рубашку, брюки и т.д.) и предлагает определить (показать), где правый и левый рукав, правый и левый карман и т.п. Предмет предъявляет «лицом» и «спиной». Свои представления о пространственных взаимоотношениях дети могут «перенести» на лист бумаги (половина от формата А4), выполняя задания («Нарисуйте в правом верхнем углу летящую птицу». И т.д.) Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа. Для выяснения представлений ребенка о пространственных взаимоотношениях можно также использовать сюжетную картинку. Педагог просит ребенка показать, кто (что) на картинке нарисовано высоко (вверху), низко (внизу); что далеко (близко); сравнить расположение предметов между собой (выше – ниже, справа – слева, сзади – впереди); назвать расположение предметов по отношению к какому-либо предмету («зеркальное» отображение). Затем дети выполняют задания на закрепление пространственных предлогов. Развитие чувства ритма Для работы в данном направлении необходимо различать следующие понятия: Чувство темпа – способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков; Чувство метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и неакцентированных звуков; Чувство ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности и пауз в изображениях. В упражнении «Бордюр» (рис. 7,8) ребенок первоначально не видит повторяемости элементов (ритма). Чтобы помочь ему справиться с этой проблемой, взрослый проводит специальные упражнения (на занятиях и вне их) в определенной последовательности.
Простые ритмы построены на основе манипуляций с темпом (например, три хлопка в быстром темпе – пауза – два хлопка в медленном темпе и т.п.) и метром (например, два хлопка громких (сильных) – пауза – два хлопка тихих (слабых).
¡¡ ¡ ¡¡ ¡ ¡¡ ¡ Сначала работа проводится фронтально, затем индивидуально. Записанные за детьми ритмические рисунки подписываются и сохраняются (для последующей работы).
Ритм можно не только прохлопывать, но и простукивать карандашом на плоскости, ладонью по коленке и т.д.
Упражнения на развитие аналитико-синтетической деятельности Анализ и синтез графических изображений предметов Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Педагог предлагает назвать элементы, из которых составлены изображения («Какие элементы?»), определить их количество («Сколько элементов?»), их пространственное расположение. Количество элементов в изображении – не более 8 (рис. 14). Дети объясняют: «Изображение снеговика состоит из трех кругов. Самый маленький круг – наверху, под ним – средний круг, внизу – большой. Изображение елки состоит из шести коротких линий и одной длинной». И т.д. Анализ образа букв Эта работа включает в себя умения ребенка определять количество элементов в букве, давать их характеристику, объяснять пространственное расположение. Например, в печатной букве А три элемента – две длинные палочки и одна короткая. К сведению педагогов. Выделяют следующие группы букв, сходных по написанию (для печатного шрифта):
Синтез образа букв Ребенок создает образ буквы из необходимых элементов. Последовательность работы по аналитико-синтетической деятельности хорошо видна на примере фрагмента занятия по подготовке к обучению письму. Ребенок создает образ буквы из необходимых элементов. Последовательность работы по аналитико-синтетической деятельности хорошо видна на примере фрагмента занятия по подготовке к обучению письму.
Дифференциация образа букв Работа начинается с закрепления образа букв. Она включает в себя следующие игры и упражнения.
1-й вариант. В центре листа изображена печатная буква (строчная и прописная). Вокруг в виде хоровода расположена та же буква, но по-разному изображенная (рис.15). Дети рассматривают буквы и делают вывод: независимо от вида изображения буква всегда обозначает один и тот же звук (одни и те же звуки - в случае йотированных букв). 2-й вариант. Детям раздают листы с контурным изображением изучаемой (закрепляемой) буквы. Педагог предлагает украсить буквы по своему усмотрению (рис.16-17). Дети используют различные изобразительные материалы (краски, карандаши, фломастеры, мелки и пр.), разную технику (аппликацию, обрывание, украшение подручными материалами: ватой, салфетками, пуговицами, бантиками и пр.). По окончании работы (которая может продолжаться в течение 2-3 дней) в групповой комнате устраивается выставка под названием «Парад букв». Дети рассматривают работы и еще раз убеждаются в том, что буква может выглядеть по-разному, но она всегда обозначает один и тот же звук (одни и те же звуки).
- достать букву, которая обозначает звук, произнесенный педагогом; - ощупать букву (которая оказалась в руке), назвать звук, который она обозначает, и достать букву из мешочка. Чтобы задействовать большее количество детей, можно одновременно использовать несколько мешочков с одинаковым набором букв.
«Буквы выстроились в ряд». На доске (или на отдельном листе для каждого ребенка) написаны буквы в произвольном порядке. Изучаемая буква встречается чаще. Задание: найти нужную букву и обвести ее в кружок. С О Н С А С Ф С У С В С Можно использовать напечатанные предложения. Например, «В саду у Саши поспели сливы». «Цепочка букв и знаков». Задание: обвести в цепочке только буквы. А б ¥ С Д ж £ ¡ В О г У ↕ Ю ы Б ► «Цепочка букв». Задание: обвести красным карандашом все буквы А, синим карандашом - все буквы Л. А Д Л В Л К А Л А П Педагог спрашивает каждого ребенка, сколько букв А и сколько букв Л он обвел. «Какие буквы спрятались в изображении?» Педагог показывает картинку и дает задание найти в изображении три буквы (две буквы) (рис. 18). «Найди отличия». Дети сравнивают изображения букв в парах и определяют, чем они отличаются. В и Р; Б и Г; Ф и Р; Ш и Щ; и т.п.
Упражнения на формирование элементарных графических умений Осознанное печатание элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без нее) Педагог дает каждому ребенку лист формата А4, расчерченный определенным образом (рис.19) и вложенный в файл. Предлагает написать букву фломастером. Здесь важен процесс выполнения задания. Педагог следит за движением руки каждого ребенка (усвоил ли он правило проведения прямых линий) и за последовательностью печатания элементов (как осуществляется аналитико-синтетическая деятельность). После работы использованный файл можно заменить новым или стереть написанное влажным кусочком ваты.
Подготовка к написанию элементов школьного шрифта Детям раздают листы с изображениями, состоящими из элементов школьного шрифта (рис. 20). Предлагают дорисовать рыбку, волны на море, довязать свитер, положить паркет и т.д. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Сделать бесплатный сайт с uCoz |