МБДОУ "Детский сад № 31" пст.Новый Бор

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Доклад

«Подготовка к обучению письму»

(с показом презентации) слайд 1

Письмо – это сложный навык и в полном объеме не доступен дошкольнику. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему социальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям. (слайд 2)

  1. Развитие руки.
  2. Подготовка к технике письма.
  3. Аналитико-синтетическая деятельность.
  4. Формирование элементарных графических умений.

Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.

  1. Развитие руки. (слайд 3)
    1. Сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя пальцами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш держат на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не падает.

Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп».

  1. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки рук.

Такое расслабление подразумевает быстрое чередование силового напряжения и расслабления. (Силовое напряжение – когда пишем сверху вниз; расслабление – когда пишем снизу вверх.)

Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.

  1. Развивать мелкую моторику рук. (слайд 4,5)
  1. Подготовка к технике письма. (слайд 6)
    1. Развивать пространственную ориентировку.

В зависимости от своих возможностей ребенок учиться ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого – либо предмета и относительно человека, стоящего напротив.

Прежде всего ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки можно отработать знания детей по ориентировке как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя (над головой – верх, под ногами – низ, за спиной – сзади, перед собой  - спереди).

При выполнении заданий по ориентировке используют игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь назови».

Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркально» отражение ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражнений.

Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги (половина формата А4). Насколько правильно ориентируется ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта (каждое последующее задание дается после выполнения детьми предыдущего). Диктант продолжается пока не будут заполнены все углы и середина листа.

Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между предметами можно использовать сюжетную картинку. Дать задания:

  • показать, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая – внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже;
  • показать, что на картинке изображено далеко, что близко;
  • сравнить предметы, изображенные на картинке, между собой (выше – ниже, впереди – сзади, справа – слева);
  • назвать расположение изображений по отношению к ребенку.

У детей, испытывающих трудности в различении левой и правой сторон, при обучении грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (наблюдается склонность к их «зеркальному» изображению).поэтому на занятиях с таким ребенком следует использовать дополнительные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, величины предметов, их пространственного расположения по отношению к самому ребенку и друг к другу.

  1. Развивать чувство ритма. (слайд 7)

Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксировать ритм посредством ритмических рисунков и читать их.

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, памяти, внимания, формируют временную ориентировку, то ест способность уложить свои движения во времени в соответствии в различным метроритмическим рисунком музыкального произведения.

То же можно сказать и о выполнении ритмических упражнений в письме. В упражнении «Бордюр» ребенок первоначально не видит повторяемости элементов (ритма). В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представлении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).

  1. Познакомить в разлиновкой и научить ориентироваться в ней. (слайд 8)

В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упражнения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элементы букв и сами буквы. Печатание букв школьного шрифта может выполняться лишь тогда, когда ребенок сам хочет это делать и когда сформированы предпосылки к письму.

В большинстве случаев обучению в ориентировке на разлинованном листе бумаге не уделяется должного внимания. Все эти навыки приобретаются в школе, хотя в дошкольном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны понять и запомнить правила письма в разлиновке.

  1. Познакомить в правилами проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера.

Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные – сверху вниз.

Сначала ребенка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, затем – рисовать стрелочки, указывающие направление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребенок научился понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует.

Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать наглядно.

  1. Аналитико – синтетическая деятельность. (слайд 9,10)

Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

  1. Анализ и синтез графических, условных изображений предметов.

Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).

  1. Анализ образа букв.

Этот процесс состоит из умения ребенка определять:

Количество элементов (сколько элементов  и попросить ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.

  1. Дифференциация образа букв.

В игровых упражнениях ребенок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы.

  1. Формирование элементарных графических умений. (слайд 11)
    1.  Упражнять в осознанном печатании элементов  букв и самих букв ( в учебной разлиновке и без нее).
    2.  Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»)

Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников у обучению письма следует включить в ежедневное планирование. Педагогу необходимо видеть весь объем предстоящей работы и проводить ее с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.

Примерное распределение работы по возрастам.(слайд 12 – 15)

Старшая группа – 1-е направление, 2-е направление (2.1.  – ориентировка в пространстве относительно себя и относительно какого-либо предмета), 3-е направление (3.1.), 4-е направление (4.2.).

Подготовительная к школе группа все направления.

Если занятия проводятся с детьми среднего дошкольного возраста, - 1-е направление., 2-е направление (2.1. – ориентировка в пространстве относительно себя).

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz