Главная | Регистрация | Вход | RSS |
МБДОУ "Детский сад № 31" пст.Новый Бор |
|
Доклад «Подготовка к обучению письму» (с показом презентации) слайд 1 Письмо – это сложный навык и в полном объеме не доступен дошкольнику. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему социальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого. Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям. (слайд 2)
Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.
Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп».
Такое расслабление подразумевает быстрое чередование силового напряжения и расслабления. (Силовое напряжение – когда пишем сверху вниз; расслабление – когда пишем снизу вверх.) Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.
В зависимости от своих возможностей ребенок учиться ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого – либо предмета и относительно человека, стоящего напротив. Прежде всего ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки можно отработать знания детей по ориентировке как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя (над головой – верх, под ногами – низ, за спиной – сзади, перед собой - спереди). При выполнении заданий по ориентировке используют игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь назови». Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркально» отражение ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражнений. Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги (половина формата А4). Насколько правильно ориентируется ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта (каждое последующее задание дается после выполнения детьми предыдущего). Диктант продолжается пока не будут заполнены все углы и середина листа. Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между предметами можно использовать сюжетную картинку. Дать задания:
У детей, испытывающих трудности в различении левой и правой сторон, при обучении грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (наблюдается склонность к их «зеркальному» изображению).поэтому на занятиях с таким ребенком следует использовать дополнительные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, величины предметов, их пространственного расположения по отношению к самому ребенку и друг к другу.
Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксировать ритм посредством ритмических рисунков и читать их. Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, памяти, внимания, формируют временную ориентировку, то ест способность уложить свои движения во времени в соответствии в различным метроритмическим рисунком музыкального произведения. То же можно сказать и о выполнении ритмических упражнений в письме. В упражнении «Бордюр» ребенок первоначально не видит повторяемости элементов (ритма). В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представлении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).
В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упражнения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элементы букв и сами буквы. Печатание букв школьного шрифта может выполняться лишь тогда, когда ребенок сам хочет это делать и когда сформированы предпосылки к письму. В большинстве случаев обучению в ориентировке на разлинованном листе бумаге не уделяется должного внимания. Все эти навыки приобретаются в школе, хотя в дошкольном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны понять и запомнить правила письма в разлиновке.
Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные – сверху вниз. Сначала ребенка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, затем – рисовать стрелочки, указывающие направление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребенок научился понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует. Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать наглядно.
Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.
Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).
Этот процесс состоит из умения ребенка определять: Количество элементов (сколько элементов и попросить ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.
В игровых упражнениях ребенок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы.
Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников у обучению письма следует включить в ежедневное планирование. Педагогу необходимо видеть весь объем предстоящей работы и проводить ее с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка. Примерное распределение работы по возрастам.(слайд 12 – 15) Старшая группа – 1-е направление, 2-е направление (2.1. – ориентировка в пространстве относительно себя и относительно какого-либо предмета), 3-е направление (3.1.), 4-е направление (4.2.). Подготовительная к школе группа все направления. Если занятия проводятся с детьми среднего дошкольного возраста, - 1-е направление., 2-е направление (2.1. – ориентировка в пространстве относительно себя). |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Сделать бесплатный сайт с uCoz |