МБДОУ "Детский сад № 31" пст.Новый Бор

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Педагогический совет

«Организация образовательного процесса в контексте ФГОС ДО»

 

  1. Содержание ФГОС ДО /презентация/.
  2. Основные подходы и принципы организации образовательной деятельности в ДОО. /Презентация/
  3. 2.1. Особенности организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены в связи с введением ФГОС ДО, утверждения новы СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Меняется подход к организации воспитательно-образовательного процесса. Занятие перестает быть основной формой обучения. В процесс образовательного взаимодействия с детьми должны быть включены различные формы: игровые, сюжетные, интегрированные. В слово занятие надо вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело. В работе с детьми для решения образовательных задач, сегодня надо использовать принципиально новые формы работы и это наиболее сложный момент для педагогов.

Термин «Непосредственно образовательная деятельность» заменяет слово «занятие» - это деятельность, направленная на решение образовательных задач в процессе организации различных видов детской деятельности/игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения/ и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.

Принципиальное отличие термина «занятие» от термина «НОД» заключается, прежде всего в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции педагога по отношению к детям. Целью НОД является развитие интегративных качеств ребенка и расширение его знаний об окружающем мире в форме различных игр, экскурсий, проектной и продуктивной деятельности и т.п.

Образовательные задачи должны решаться через организацию совместной деятельности ребенка со взрослым в процессе специальной организации различных видов детской деятельности /игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтения/, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

Одно из основных требований – построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Все образовательные задачи, в том числе и обучение, педагоги должны решать через игру. Игра-ведущая деятельность ребенка и именно она должна быть основным видом деятельности  работы с детьми.

2.2.Основные модели организации образовательного процесса в ДОО

В научной концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образования», разработанной в Институте развития дошкольного образования РАО представлены три модели организации образовательного процесса:

  • Учебная модель;
  • Комплексно-тематическая модель;
  • Предметно-средовая модель.

Рассмотрим кратко каждую из моделей.

 

Учебная модель

Каждое занятие – это мини-урок, несмотря на включение игровых методов и приемов. В этой модели позиция взрослого – учительская: ему принадлежит инициатива и направление деятельности. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие-методику и приобретает вид «учебных пособий». Основная форма реализации учебной модели заключалась в проведении занятий. Занятия проводились в соответствии с расписанием и во время таких занятий решались образовательные задачи, сформулированные  в программах по соответствующим разделам. Блок совместной деятельности взрослого и детей осуществлялся вне занятий, в ходе режимных моментов, на прогулке, во время утреннего приема и вечернего отрезка времени. Самостоятельная деятельность детей имела своей целью закрепление полученных детьми на занятиях знаний и умений и реализовывалась в предметно-развивающей и игровой среде, создаваемой в основном педагогом.

Основной целью реализации учебной модели было обучение и формирование у детей определенных знаний, умений и навыков /ЗУНов/.

Рассмотрим характерную структуру обучающего занятия

Структура построения обучающего занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

Организационный момент:

- создание ситуации, направленной на концентрацию детского внимания на предстоящий вид деятельности

- мотивация деятельности: вызов заинтересованности у детей

Возникновение интереса к предстоящей деятельности, готовность к восприятию программного материала

Передача информации – изложение учебного /программного/ материала

Восприятие информации, передаваемой педагогом

Различные способы закрепления учебного материала

Осмысление полученной информации

Подведение итогов занятия, индивидуальная оценка

Возникновение чувства удовлетворения познавательной деятельностью

Определение новых целей

Возникновение интереса к предстоящей новой деятельности

 

Итак, из данной структуры видно, что в основе традиционного занятия – передача информации, знания, учебного материала от педагога к ребенку, т.е. воздействие взрослого на ребенка.

Подведем итог: организация специальных занятий по «предметам» - не может равняться организации различных видов детской деятельности, а деятельность педагога и детей  на специально организованных занятиях – не является совместной деятельностью взрослого и детей, т.к. главной составляющей занятия является воздействие взрослого на ребенка, а не взаимодействие и сотрудничество.

Таким образом, учебная модель построения образовательного процесса противоречит принципам современных требований.

Предметно-средовая модель.

В предметно-средовом принципе построения образовательного процесса главной составляющей является дидактический материал. Взрослый в этой модели является организатором предметной среды, его  функция – подбор развивающего материала.

В данной модели делается ставка на саморазвитие ребенка в условиях специально организованной предметной среды.

В «чистом виде» этот принцип применен быть не может, т.к. не осуществляется освоение социального опыта и культуры, недооценивается значение общения и взаимодействия ребенка со взрослым для развития всех видов детской деятельности.

Однако предметно-средовой принцип применим к организации самостоятельной деятельности детей. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Комплексно-тематическая модель

Комплексно-тематическая модель более благоприятна для восприятия ребенком образовательного содержания. Основная тема проходит через все виды детской деятельности и дает ребенку возможность выбора, что делает эту модель менее жесткой, обеспечивает развитие инициативности детей и делает сам образовательный процесс необычным и интересным. Реализация темы в разных видах детской деятельности вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближает ее к позиции партнера и сотрудника. Среда должна отражать ту тему, которая освещается в конкретный период и должна подстраиваться под выбранные развивающие задачи и способствовать проявлению инициативности и самостоятельности детей.

Комплексно-тематическая модель полностью соответствует возрастным психологическим особенностям детей. Вместе с тем данная модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых данная модель просто не будет работать.

Основные модели образовательного процесса в ДОО

Учебная модель

Комплексно-тематическая модель

Предметно-средовая модель

Школьно-урочная форма, дисциплинарная. Вся инициатива у педагога, в помощь воспитателю – методики, конспекты, содержание которых не было связано между собой

В основу ставится тема, реализация темы в разных видах деятельности. Включается творчество педагога. В целом образовательный процесс направлен на расширение представлений об окружающем мире, а не на развитие.

Содержание образовательного процесса направлено на предметную среду. Саморазвитие ребенка, но утрачивается образовательный процесс.

 

Итак, возникает вопрос: какой же должна быть современная модель образовательного процесса в ДОО?

Возвращаясь к научной концепции В.И.Слободчикова, необходимо отметить, что две модели: комплексно-тематическая и предметно-средовая были предложены как альтернатива жесткой и регламентированной учебной модели. Авторы данной научной концепции сходятся во мнении о том, что при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста необходимо иметь в виду особенности комплексно-тематической и предметно-средовой модели и использовать их положительные стороны, и все то в сочетании с «партнерской» позицией взрослого, гибким подбором образовательного содержания и предметного материала. Сконструированная таким образом позволяет учитывать как творческие педагогические интересы, так и интересы детей, открывая путь к установлению их инициативности и самостоятельности во всех сферах деятельности.

Оптимальная модель организации образовательного процесса ДОО = комплексно-тематическая модель + предметно-средовая модель + ненавязчивая позиция взрослого + разнообразие детской активности + свободный выбор предметного материала

В основе оптимальной модели должны быть две составляющие:

  • Совместная деятельность взрослого с детьми
  • Свободная деятельность детей

Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста /3-7 лет/ и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста /3-5 лет/. Основные формы: игра, наблюдения, экспериментирование, разговор или беседа, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность. Разнообразная гибко меняющаяся предметно-развивающая и игровая среда.

В предложенной модели основным является «партнерский блок», в котором в процессе совместной деятельности решаются различные программные развивающие  задачи. Совместная образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных  видов детской деятельности как в НОД, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов. Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

  1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
  2. Добровольное присоединение детей к деятельности.
  3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности /при соответствующей организации рабочего пространства/.
  4. Открытый временной конец образовательной деятельности.

Организация содержания в совместном «партнерском» блоке основывается на комплексно-тематической модели, когда все виды детской деятельности «выстраиваются» вокруг какой-либо темы, близкой и интересной детям.

Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметно-развивающей среды, обеспечивающей широкий выбор деятельности для детей.

В свете требований современного общества и требований школы у ребенка на «выходе» из ДОУ должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности /арифметические умения, элементы чтения и письма и т.д./в образовательный процесс для старших возрастных групп /5-7 лет/ возможно введение элементов учебной модели, а именно ведение занятий как учебной формы для  тех предметов, где даются основы математики, письма и чтения. В старшем дошкольном возрасте модель образовательного процесса может быть трехступенчатой: совместная деятельность – занятие – самостоятельная деятельность. Все три составляющие должны быть гармонично уравновешены и удельный вес  «учебных занятий» очень невелик.

Итак, сформулируем принципиальные отличия современной модели организации образовательного процесса от «старой модели»:

  • Исключение учебного блока /но не процесса обучения/
  • Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей
  • Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность»
  • Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных /а не формальных/ признаков.

 

2.3.Новое содержание понятия «совместная деятельность взрослого и детей»

Еще раз обратимся к понятию «совместной деятельности взрослого и детей». В основе совместной деятельности взрослого и детей, все-таки, взаимодействие, а не воз-действие.

Чтобы почувствовать разницу между этими понятиями, остановимся более подробно на трактовке понятия «совместная деятельность». Современные требования ориентируют ДОО на реализацию образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей. И если раньше, совместная деятельность предполагалась лишь вне занятий, то новая модель организации образовательного процесса предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.

Еще одним принципиальным отличием совместной деятельности от традиционных занятий является то, что на занятиях в первую очередь должны усваиваться ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, а в процессе совместной деятельности – НОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. И если ЗУНы усваиваются в зависимости от способностей ребенка, НОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ усваиваются ребенком без изменений  и становятся нормой дальнейшего развития личности. Таким образом, совместная деятельность педагога и детей является деятельностью РАЗВИВАЮЩЕЙ.

Совместная деятельность может иметь индивидуальную, подгрупповую и групповую формы взаимодействия с воспитанниками. Почему же так важно взаимодействие взрослого и ребенка?

Ответ: при традиционных подходах, основанных на передаче готового знания от педагога к ребенку, мы не развиваем в ребенке его индивидуальность, его интегративные качества, его «самость» - это самостоятельное получение знаний, самостоятельный выбор, самостоятельное планирование своей деятельности, самостоятельный вывод и т.д.

Мы воспитываем прилежных учеников и исполнителей, неосознанно прививаем мысль о том, что нам всегда подскажут, что и как делать. Тем самым снижаем понимание ребенком того, что успешность человека в жизни зависит только от него самого, от того как он будет мыслить, планировать, пробовать, пытаться, стараться, осмысливать результаты, получать желаемое и т.д.

Итак, меняется подход к организации и проведению образовательной деятельности: на смену обучающему занятию приходит развивающая совместная деятельность.

Модель организации совместной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

Создание проблемной ситуации

Возникновение состояния «хочу»

Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез по их решению, обсуждение и составление плана деятельности по решению выдвинутых проблем

Координация самостоятельного поиска

Самостоятельный поиск

Совместное обсуждение итогов, выдвижение новых проблем

 

Таким образом, современному педагогу отводится роль наставника, помощника, организатора и координатора деятельности по конструированию знаний и навыков ребенка.

Сегодня нужны новые формы работы с детьми и новая организация образовательного процесса, которые позволят обучать дошкольников так, что они об этом и не будут догадываться.

Практическое занятие – организация НОД в соответствии с современной модель.

/Приложение 1/  «Виды деятельности по  присмотру и уходу за детьми,  организация образовательной деятельности в режимных моментах»

/Приложение 2/ «Современные формы работы с детьми»

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz