Педагогический совет
«Организация образовательного процесса в контексте ФГОС ДО»
- Содержание ФГОС ДО /презентация/.
- Основные подходы и принципы организации образовательной деятельности в ДОО. /Презентация/
- 2.1. Особенности организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены в связи с введением ФГОС ДО, утверждения новы СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
Меняется подход к организации воспитательно-образовательного процесса. Занятие перестает быть основной формой обучения. В процесс образовательного взаимодействия с детьми должны быть включены различные формы: игровые, сюжетные, интегрированные. В слово занятие надо вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело. В работе с детьми для решения образовательных задач, сегодня надо использовать принципиально новые формы работы и это наиболее сложный момент для педагогов.
Термин «Непосредственно образовательная деятельность» заменяет слово «занятие» - это деятельность, направленная на решение образовательных задач в процессе организации различных видов детской деятельности/игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения/ и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Принципиальное отличие термина «занятие» от термина «НОД» заключается, прежде всего в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции педагога по отношению к детям. Целью НОД является развитие интегративных качеств ребенка и расширение его знаний об окружающем мире в форме различных игр, экскурсий, проектной и продуктивной деятельности и т.п.
Образовательные задачи должны решаться через организацию совместной деятельности ребенка со взрослым в процессе специальной организации различных видов детской деятельности /игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтения/, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.
Одно из основных требований – построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Все образовательные задачи, в том числе и обучение, педагоги должны решать через игру. Игра-ведущая деятельность ребенка и именно она должна быть основным видом деятельности работы с детьми.
2.2.Основные модели организации образовательного процесса в ДОО
В научной концепции «Дошкольное образование как ступень системы общего образования», разработанной в Институте развития дошкольного образования РАО представлены три модели организации образовательного процесса:
- Учебная модель;
- Комплексно-тематическая модель;
- Предметно-средовая модель.
Рассмотрим кратко каждую из моделей.
Учебная модель
Каждое занятие – это мини-урок, несмотря на включение игровых методов и приемов. В этой модели позиция взрослого – учительская: ему принадлежит инициатива и направление деятельности. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие-методику и приобретает вид «учебных пособий». Основная форма реализации учебной модели заключалась в проведении занятий. Занятия проводились в соответствии с расписанием и во время таких занятий решались образовательные задачи, сформулированные в программах по соответствующим разделам. Блок совместной деятельности взрослого и детей осуществлялся вне занятий, в ходе режимных моментов, на прогулке, во время утреннего приема и вечернего отрезка времени. Самостоятельная деятельность детей имела своей целью закрепление полученных детьми на занятиях знаний и умений и реализовывалась в предметно-развивающей и игровой среде, создаваемой в основном педагогом.
Основной целью реализации учебной модели было обучение и формирование у детей определенных знаний, умений и навыков /ЗУНов/.
Рассмотрим характерную структуру обучающего занятия
Структура построения обучающего занятия |
|
Деятельность воспитателя |
Деятельность ребенка |
Организационный момент: - создание ситуации, направленной на концентрацию детского внимания на предстоящий вид деятельности - мотивация деятельности: вызов заинтересованности у детей |
Возникновение интереса к предстоящей деятельности, готовность к восприятию программного материала |
Передача информации – изложение учебного /программного/ материала |
Восприятие информации, передаваемой педагогом |
Различные способы закрепления учебного материала |
Осмысление полученной информации |
Подведение итогов занятия, индивидуальная оценка |
Возникновение чувства удовлетворения познавательной деятельностью |
Определение новых целей |
Возникновение интереса к предстоящей новой деятельности |
Итак, из данной структуры видно, что в основе традиционного занятия – передача информации, знания, учебного материала от педагога к ребенку, т.е. воздействие взрослого на ребенка.
Подведем итог: организация специальных занятий по «предметам» - не может равняться организации различных видов детской деятельности, а деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях – не является совместной деятельностью взрослого и детей, т.к. главной составляющей занятия является воздействие взрослого на ребенка, а не взаимодействие и сотрудничество.
Таким образом, учебная модель построения образовательного процесса противоречит принципам современных требований.
Предметно-средовая модель.
В предметно-средовом принципе построения образовательного процесса главной составляющей является дидактический материал. Взрослый в этой модели является организатором предметной среды, его функция – подбор развивающего материала.
В данной модели делается ставка на саморазвитие ребенка в условиях специально организованной предметной среды.
В «чистом виде» этот принцип применен быть не может, т.к. не осуществляется освоение социального опыта и культуры, недооценивается значение общения и взаимодействия ребенка со взрослым для развития всех видов детской деятельности.
Однако предметно-средовой принцип применим к организации самостоятельной деятельности детей. Под самостоятельной деятельностью понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Комплексно-тематическая модель
Комплексно-тематическая модель более благоприятна для восприятия ребенком образовательного содержания. Основная тема проходит через все виды детской деятельности и дает ребенку возможность выбора, что делает эту модель менее жесткой, обеспечивает развитие инициативности детей и делает сам образовательный процесс необычным и интересным. Реализация темы в разных видах детской деятельности вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближает ее к позиции партнера и сотрудника. Среда должна отражать ту тему, которая освещается в конкретный период и должна подстраиваться под выбранные развивающие задачи и способствовать проявлению инициативности и самостоятельности детей.
Комплексно-тематическая модель полностью соответствует возрастным психологическим особенностям детей. Вместе с тем данная модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых данная модель просто не будет работать.
Основные модели образовательного процесса в ДОО |
||
Учебная модель |
Комплексно-тематическая модель |
Предметно-средовая модель |
Школьно-урочная форма, дисциплинарная. Вся инициатива у педагога, в помощь воспитателю – методики, конспекты, содержание которых не было связано между собой |
В основу ставится тема, реализация темы в разных видах деятельности. Включается творчество педагога. В целом образовательный процесс направлен на расширение представлений об окружающем мире, а не на развитие. |
Содержание образовательного процесса направлено на предметную среду. Саморазвитие ребенка, но утрачивается образовательный процесс. |
Итак, возникает вопрос: какой же должна быть современная модель образовательного процесса в ДОО?
Возвращаясь к научной концепции В.И.Слободчикова, необходимо отметить, что две модели: комплексно-тематическая и предметно-средовая были предложены как альтернатива жесткой и регламентированной учебной модели. Авторы данной научной концепции сходятся во мнении о том, что при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста необходимо иметь в виду особенности комплексно-тематической и предметно-средовой модели и использовать их положительные стороны, и все то в сочетании с «партнерской» позицией взрослого, гибким подбором образовательного содержания и предметного материала. Сконструированная таким образом позволяет учитывать как творческие педагогические интересы, так и интересы детей, открывая путь к установлению их инициативности и самостоятельности во всех сферах деятельности.
Оптимальная модель организации образовательного процесса ДОО = комплексно-тематическая модель + предметно-средовая модель + ненавязчивая позиция взрослого + разнообразие детской активности + свободный выбор предметного материала
В основе оптимальной модели должны быть две составляющие:
- Совместная деятельность взрослого с детьми
- Свободная деятельность детей
Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста /3-7 лет/ и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста /3-5 лет/. Основные формы: игра, наблюдения, экспериментирование, разговор или беседа, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность. Разнообразная гибко меняющаяся предметно-развивающая и игровая среда.
В предложенной модели основным является «партнерский блок», в котором в процессе совместной деятельности решаются различные программные развивающие задачи. Совместная образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности как в НОД, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов. Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
- Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.
- Добровольное присоединение детей к деятельности.
- Свободное общение и перемещение детей во время деятельности /при соответствующей организации рабочего пространства/.
- Открытый временной конец образовательной деятельности.
Организация содержания в совместном «партнерском» блоке основывается на комплексно-тематической модели, когда все виды детской деятельности «выстраиваются» вокруг какой-либо темы, близкой и интересной детям.
Блок свободной самостоятельной деятельности детей наполняется содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметно-развивающей среды, обеспечивающей широкий выбор деятельности для детей.
В свете требований современного общества и требований школы у ребенка на «выходе» из ДОУ должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности /арифметические умения, элементы чтения и письма и т.д./в образовательный процесс для старших возрастных групп /5-7 лет/ возможно введение элементов учебной модели, а именно ведение занятий как учебной формы для тех предметов, где даются основы математики, письма и чтения. В старшем дошкольном возрасте модель образовательного процесса может быть трехступенчатой: совместная деятельность – занятие – самостоятельная деятельность. Все три составляющие должны быть гармонично уравновешены и удельный вес «учебных занятий» очень невелик.
Итак, сформулируем принципиальные отличия современной модели организации образовательного процесса от «старой модели»:
- Исключение учебного блока /но не процесса обучения/
- Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей
- Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность»
- Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных /а не формальных/ признаков.
2.3.Новое содержание понятия «совместная деятельность взрослого и детей»
Еще раз обратимся к понятию «совместной деятельности взрослого и детей». В основе совместной деятельности взрослого и детей, все-таки, взаимодействие, а не воз-действие.
Чтобы почувствовать разницу между этими понятиями, остановимся более подробно на трактовке понятия «совместная деятельность». Современные требования ориентируют ДОО на реализацию образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей. И если раньше, совместная деятельность предполагалась лишь вне занятий, то новая модель организации образовательного процесса предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.
Еще одним принципиальным отличием совместной деятельности от традиционных занятий является то, что на занятиях в первую очередь должны усваиваться ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, а в процессе совместной деятельности – НОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. И если ЗУНы усваиваются в зависимости от способностей ребенка, НОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ усваиваются ребенком без изменений и становятся нормой дальнейшего развития личности. Таким образом, совместная деятельность педагога и детей является деятельностью РАЗВИВАЮЩЕЙ.
Совместная деятельность может иметь индивидуальную, подгрупповую и групповую формы взаимодействия с воспитанниками. Почему же так важно взаимодействие взрослого и ребенка?
Ответ: при традиционных подходах, основанных на передаче готового знания от педагога к ребенку, мы не развиваем в ребенке его индивидуальность, его интегративные качества, его «самость» - это самостоятельное получение знаний, самостоятельный выбор, самостоятельное планирование своей деятельности, самостоятельный вывод и т.д.
Мы воспитываем прилежных учеников и исполнителей, неосознанно прививаем мысль о том, что нам всегда подскажут, что и как делать. Тем самым снижаем понимание ребенком того, что успешность человека в жизни зависит только от него самого, от того как он будет мыслить, планировать, пробовать, пытаться, стараться, осмысливать результаты, получать желаемое и т.д.
Итак, меняется подход к организации и проведению образовательной деятельности: на смену обучающему занятию приходит развивающая совместная деятельность.
Модель организации совместной деятельности |
|
Деятельность воспитателя |
Деятельность ребенка |
Создание проблемной ситуации |
Возникновение состояния «хочу» |
Совместное определение значимых проблем, выдвижение гипотез по их решению, обсуждение и составление плана деятельности по решению выдвинутых проблем |
|
Координация самостоятельного поиска |
Самостоятельный поиск |
Совместное обсуждение итогов, выдвижение новых проблем |
Таким образом, современному педагогу отводится роль наставника, помощника, организатора и координатора деятельности по конструированию знаний и навыков ребенка.
Сегодня нужны новые формы работы с детьми и новая организация образовательного процесса, которые позволят обучать дошкольников так, что они об этом и не будут догадываться.
Практическое занятие – организация НОД в соответствии с современной модель.
/Приложение 2/ «Современные формы работы с детьми»